Как развить воображение и фантазию – инструкция для детей и взрослых

Содержание
  1. Разница между воображением и фантазией
  2. Особенности развития воображения: как происходит процесс?
  3. Типы воображения
  4. Приемы творческого воображения
  5. Воображение и возраст
  6. Средства развития воображения
  7. Способы
  8. Упражнения

Разница между воображением и фантазией

Воображение — это тип мышления, при котором мы создаем в своей голове новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. Таким образом, они основаны на фактических знаниях, а значит, теоретически могут быть применены на практике. Именно в этом воображение отличается от фантазии.

Воображая, взрослые, и особенно дети, придумывают новые, хотя пока и нереальные, образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любую историю, даже сказку. Чтобы мечтать, не обязательно знать много о законах физики.

Предположим, что нам нужно решить какую-то проблему. Наше воображение предложит нестандартное, но реалистичное и выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. Но мы можем использовать наше воображение, чтобы решить ее так, как нам хочется. Нет никаких ограничений. Поэтому развитие детского мышления лучше всего начинать с воображения.

Воображение у взрослых развивается благодаря расширению сознания, сбору информации, опыта и образов. У него есть периоды упадка и расцвета. Последние также называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего приходит к нам в процессе работы, когда мы уже приложили много усилий и труда.

Вдохновение в процессе работы

Особенности развития воображения: как происходит процесс?

Способность намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими не является врожденной способностью человека. Он формируется годами в процессе развития.

Каждый этап этого развития, от младенчества до взрослой жизни, имеет свои особенности. Они зависят, помимо прочего, от физиологии каждого человека.

Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, влияющие на действие воображения.

  1. Накопление представлений посредством наблюдения, любопытства и восприятия с помощью органов чувств. Чем больше таких представлений мы имеем в своем сознании, тем богаче и шире выбор их будущего применения.
  2. Способность четко мысленно представлять изображения во всех деталях. Это подчеркнет способность выделить особенности любого конкретного объекта, которые делают его ценным.
  3. Способность выходить за рамки ограничений. Страхи, стандарты мышления и шаблоны могут выступать в качестве ограничений. Поэтому не стесняйтесь использовать свое воображение. Она помогает вам лучше представить конечный результат ваших действий и предсказать поведение других людей.

Вы можете сознательно наполнить себя им, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 из них, которые рассмотрим ниже. Мы рекомендуем вам читать дальше и попробовать предложенные инструменты для улучшения вашего воображения.

Просто не бойтесь, если что-то не получается. У всех разный уровень воображения. Если вы будете выполнять эти упражнения систематически, в вашем воображении обязательно произойдут изменения.

Типы воображения

Воображение можно разделить на несколько типов:

  • Активный — сознательное создание образов усилием воли.
  • Пассивный — спонтанное, непроизвольное появление образов.
  • Продуктивный — мысленное преобразование реальных образов.
  • Репродуктивный — мысленное воспроизведение реальности такой, какая она есть.

К ним можно добавить два других, возникающих помимо воли человека:

  • Галлюцинации и иллюзии — видение несуществующих образов, воспринимаемых как реальные.
  • Сны — любые образы, возникающие в состоянии сна без участия воли человека.

Это не значит, что у некоторых людей вообще нет воображения. Например, в определенных ситуациях у них в голове возникают образы — лица, предметы, еда, знакомые пейзажи. Но некоторые способны представить их более четко и ярко, добавить детали.

И некоторым это покажется сложным. Потому что способности у всех развиты по-разному.

Способность к воображению приходит из детства. То, как он развивается, напрямую зависит от поощрения со стороны родителей. Для детей это настоящая необходимость.

Но не все мамы и папы поддерживают эту идею, считая ее глупой и бесполезной. Они считают, что нужно трезво смотреть на мир, и чем раньше ребенок научится этому, тем лучше.

У таких детей во взрослой жизни меньше воображения, чем у тех, чьи родители поощряли их изобретать и генерировать идеи.

Приемы творческого воображения

С древних времен люди создавали новые изображения с помощью специальных техник. В древние времена эти техники использовались бессознательно. Так сочиняются былины, мифы, сказки. В настоящее время писатели, художники и представители других творческих профессий также используют подобные техники.

  1. Агглютинация. Его также можно назвать агглютинацией. Новый образ или персонаж создается из двух или более существующих. Например, кентавр — это наполовину человек и наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И не только в художественной литературе. Его также используют создатели новых гаджетов, совмещая функции нескольких устройств в одном. Например, телефон с функцией камеры и т.д.
  2. Гипербола, литания. Проще говоря, преувеличение и преуменьшение. Это один из самых простых приемов для изменения реальных изображений. С его помощью можно трансформировать не только весь объект, но и его отдельные части. Примером буквализма является «Дюймовочка».
  3. Акцентирование. Этот прием используется для того, чтобы особенно подчеркнуть какую-либо черту характера. Например, в карикатурах и шаржах.
  4. Эмерсонизация. Наделяет неодушевленные предметы свойствами живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и кухарка из сказки «Гуси-лебеди».
  5. Типизация. Этот принцип используется для создания изображения, состоящего из типичных черт, характерных для определенной группы объектов. Он часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, N.V. Гоголь использовал этот метод для описания типов помещиков в своей поэме «Мертвые души».

В ходе творческого процесса различные техники дополняют друг друга, смешиваются. Это позволяет создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. Этими приемами должны овладеть как взрослые, так и дети. Далее я расскажу вам, как это сделать.

Воображение часто встречается в сказках

Воображение и возраст

Детство — не единственный период, в котором развивается воображение. Она проходит через несколько этапов:

  • Детство;
  • Переходный возраст;
  • Подростковый возраст.

Каждый из этих трех периодов имеет свои особенности и стимулы.

В детстве ребенок знакомится с миром как таковым. Шаблонное мышление еще не сформировано. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. В этом возрасте мозг работает очень быстро. Так задумано природой. В то же время у ребенка нет знаний об окружающем мире.

Сказка кажется такой же реальной, как и повседневная жизнь. Он не анализирует это, он просто принимает это как должное. Е.Е. Кравец подробно пишет о воображении в дошкольном возрасте.

Подросток думает по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение основано на настоящем, но в то же время он рисует картины будущего. Мечты становятся важной частью их мышления. Иногда безумный и наивный, но уже рациональный.

Взросление представляет собой другую проблему. Да и сам он уже другой — более или менее устоявшиеся взгляды, более стабильный, более эрудированный. Он может смотреть вдаль и мыслить творчески и свободно, без ограничений. В зрелом возрасте эта способность может ослабнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств.

Средства развития воображения

Жизненный опыт является основным средством развития воображения. Общайтесь с разными людьми, участвуйте в различных конкурсах, мероприятиях, найдите свое хобби — но не ограничивайтесь одним!

Чтение — один из лучших способов стимулировать воображение. Чтение открывает мир воображения и интересных историй. Чем круче сюжет, чем увлекательнее книга, чем ярче описания, тем лучше для вашего мышления и воображения. И даже если вы не дочитали до конца, вы можете представить, что будет дальше. А затем вы сопоставляете будущие события в произведении по мере его прочтения. Если вы ошибетесь, это не так уж плохо, потому что угадать сюжет практически невозможно, но опыт, который вы получите благодаря своему воображению, бесценен.

Художественная литература — лучший жанр для развития воображения и творчества. И это потому, что фантастика — более яркий жанр, чем любой другой.

Запишитесь на наш курс скорочтения. На этом курсе мы не только ускорим скорость чтения и разовьем память для запоминания, но и выполним специальные упражнения для синхронизации работы полушарий мозга и тренировки воображения! В курсе будут затронуты вопросы питания и образа жизни. Записаться на курс

Способы

Используйте следующие приемы, чтобы стимулировать свое воображение.

  1. Развивайте свои навыки наблюдения. Обращайте внимание на все вокруг: вывески магазинов, клумбы, фасады зданий и особенно на людей. В общественном транспорте внимательно смотрите на прохожих или пассажиров. Какая у них может быть жизнь? Придумайте историю о них.
  2. Будьте изобретательны. Чтобы быть творческим человеком, не обязательно быть талантливым. Рисование, написание стихов или прозы, лепка — это не просто несколько вещей, которые помогают вашему воображению. Отбросьте шаблоны и стереотипы! Изобретайте и создавайте свои необычные творения.
  3. Используйте свободное время, чтобы мечтать. Когда вы останетесь наедине с собой, начните фантазировать. Воображение быстро избавит вас от скуки. Мысленно нарисуйте свои мечты. Это лучше, чем смотреть телевизор или просматривать социальные сети. В итоге вы станете творцом, а не потребителем.
  4. Ищите новые впечатления. Вы можете получить их, освоив новый вид деятельности, посетив места, где вы никогда не бывали. Чтобы научиться рисованию, шитью, выпечке и другим навыкам, не нужно далеко ехать. Все это доступно в каждом городе.

Чем больше вы используете свое воображение, тем больше решений вы придумаете для проблемы. Человек без воображения ограничен узкими рамками сознания. Ему трудно придумывать нестандартные решения проблем, потому что он привык мыслить стереотипами.

Люди без воображения привыкли мыслить стереотипами

Упражнения

Для творческого мышления важно уметь устанавливать связи между увиденным и пережитым, другими словами, создавать ассоциации. Следующие упражнения предназначены для развития воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение «Поворот фигур»

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Его использование для развития воображения было предложено в 1980-х годах известным психологом Роджером Шепардом. В каждом упражнении вам будут показаны 2 фигуры — одни из них являются отражением других, другие — поворотом, а третьи просто похожи и не являются ни поворотом, ни отражением других.

Вы должны прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры и попытаться мысленно отзеркалить и повернуть фигуры в своем воображении и посмотреть, одинаковые ли они.

Упражнение «Разгадывание друдлов»

Друдлы — это простые картинки, которые можно интерпретировать по-разному. Чтобы потренировать воображение с помощью Droodles, попробуйте ответить на вопрос «Что изображено на картинке? Кроме того, чтобы развить воображение в рамках повышения творческого потенциала, попробуйте найти смысл в картине, который не сразу приходит на ум. Вы можете увидеть все дудлы с ответами и комментариями на этой странице.

Упражнение «На букву (тест)»

Постарайтесь в течение одной минуты назвать как можно больше вещей, которые находятся с вами в комнате и начинаются на букву «К». Для буквы «П»… А как насчет «С»?

Посчитайте, сколько их у вас. Если очень постараться, можно перечислить более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение, подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, для буквы «B» вы можете назвать:

  • вещи, вешалки, (предметы),
  • винты, вступление в книге на полке, (части предметов),
  • нить для вольфрамовых ламп, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытии),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, возбуждение, способность думать о чем-то другом (ментальные концепции),
  • воздух, ветерок, выбор слов, себя, всех остальных (тоже через «в»).

Подумайте, что еще вы могли бы перечислить? Потренируйтесь с другими буквами: «p», «k», «s» — легче, «e», «a», «t» — сложнее.

Упражнение «Придумать название и описание»

Постарайтесь придумать название или надпись к фотографии и описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка в Антибе». Чтобы развить творческое воображение, старайтесь чаще описывать интересные вещи вокруг себя: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи и внимательно рассматривать экспонаты. Секрет «Черного квадрата» Малевича, например, в том, что при наличии воображения и творческого подхода вы можете многое увидеть в этой картине сами. Если не утруждать себя творчеством, вы увидите лишь геометрическую фигуру черного цвета, которая ничего не представляет. Черный квадрат — это зеркало вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попробуйте придумать имя, биографию или другие подробности о незнакомцах, которые едут с вами, основываясь только на их внешности. Если вы путешествуете в компании друзей, поделитесь с ними своими впечатлениями, а затем предложите им сделать то же самое, сравнивая ваши истории.

Упражнение «Образ жителя другой планеты» (агглютинация)

Используя метод агглютинации, представьте, как могло бы выглядеть разумное существо с другой планеты с условиями, отличными от земных. Например, жители планеты под названием Океан, или планеты, атмосфера которой состоит из горящих газов, или планеты, настолько густо покрытой непроходимым кустарником, что по ней трудно передвигаться, и т.д.

Вы можете попробовать нарисовать воображаемые картинки. Рисование очень полезно, потому что оно стимулирует воображение и делает творения воображения осязаемыми.

Тренировка ритма внимания

В этом упражнении вам нужно расслабиться и сконцентрировать внимание на руках. Ваша голова должна быть свободна от всех мыслей. Тренируйтесь каждый день хотя бы 5-10 минут. Положение тела и угол наклона можно изменять.

Самое главное — полностью сосредоточиться на рассматриваемом объекте и не допускать никаких посторонних мыслей. Моргать разрешается, но смотреть в сторону не рекомендуется, вы всегда должны смотреть на свои руки.

Упражнение считается завершенным, если в течение всего отведенного времени можно обращать внимание только на руки, не переводя взгляд на другие предметы в комнате. Это упражнение довольно быстро развивает воображение взрослых.

Запечатление стирания

Найдите в комнате какой-нибудь предмет и сосредоточьте на нем свое внимание в течение 5 секунд, стараясь сохранить его мысленный образ. Закройте глаза и задержите дыхание, чтобы воспроизвести объект по памяти. На выдохе освободите свой ум от запечатленного образа, стерев его.

Упражнение следует повторять, делая не менее 50 отпечатков и стираний в день. Время выполнения упражнения должно быть выбрано произвольно и не должно быть заранее определено. Такая тренировка воображения занимает не более 10-15 минут в день. Вы можете выбирать разные объекты для изучения каждый раз.

Упражнение «Герой нашего времени» (типизация)

Используя наиболее характерные черты и признаки, создайте типичные образы людей нашего общества: пользователя социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники), современного дизайнера, феминистки, фаната аниме и т.д.

Упражнение «Друдлы»

Дудл — это графическая загадка, которая имеет множество возможных ответов. Обычно он представлен в виде квадрата с условными обозначениями, и задача состоит в том, чтобы заметить различные объекты на картинке. Чем креативнее подписи, тем лучше.

Существует также второй вариант для работы с каракулями. Переведите их из каракулей, которые вы видите на картинке, в конкретную, общепонятную форму.

Такие практические задания способствуют развитию пространственного воображения, а также способности решать множество вопросов и мыслить нестандартно.

Вот несколько дредов для тренировки:

Подумайте — что это может быть?

Упражнение «Полезные вещи» (придача)

Используя авантюрную технику, придумайте и опишите несколько обычных вещей с новыми полезными свойствами. Например, для улучшения можно использовать следующие вещи: расческу, ложку, тапочки, коврик у двери.

Упражнение «Неопределенная ситуация»

Представьте, что вы проспали встречу с важным человеком. Я просыпаюсь и получаю от него звонок. Что вы ему скажете? Лучше написать свою речь на бумаге.

Упражнение «Актер дубляжа»

Это очень интересная техника для развития воображения, изобретательности и беглости. Чтобы попрактиковаться, включите телевизор или другое видео. Выключите звук и комментируйте происходящее на экране. Проценты можно узнать в оригинале.

Упражнение «Что было бы, если бы…» (гипербола и литота)

Представьте, смоделируйте и опишите, что произойдет, если вы вдруг станете больше пятиэтажного дома.

  • Каковы будут преимущества и каковы будут недостатки?
  • Как бы вы себя повели?
  • Что бы вы сделали?
  • Как бы вы относились к другим?
  • Вы способны организовать свои размышления в связный рассказ.

Затем происходит обратный процесс, но вы уменьшаетесь до размеров мыши. Как это повлияет на ваше поведение? Какие преимущества вы видите для выращивания и какие недостатки?

Дети любят это упражнение, но оно полезно и для взрослых, чтобы стимулировать их воображение, развивать способность мыслить нестандартно и выходить за рамки обыденной рутины и стандартной логики.

Хотя процесс развития воображения у взрослых и детей имеет много общего, стоит отметить различия и особенности.

Манипуляция фотографиями

Фотограф рассматривает фотографии

Хорошим способом развития пространственного воображения является мысленное представление определенного объекта, который вы затем перемещаете в пространстве, изменяя его размер и форму. Соедините несколько предметов вместе или разложите всю картинку на отдельные части.

Если кто-то не в состоянии сделать это, вы не должны быть в состоянии сделать это так же, как он. Старайтесь делать это до тех пор, пока не сможете делать все с легкостью.

Упражнение «Назовите возможные причины»

Представьте, что вы стоите на автобусной остановке и ждете автобуса. Автобус подъезжает совершенно пустой. Там находится только водитель. Напишите 10 причин, включая самые маловероятные, почему в автобусе нет пассажиров?

Эта техника призвана развивать не только воображение, но и широту мышления и способность к всестороннему анализу.

Упражнение «Трехлитровая банка»

Теперь используйте свое воображение и представьте трехлитровую банку. Какие вещи могут в него войти? Перечислите как можно больше.

Видео на развитие воображения

  • Возьмите ручку или карандаш и напишите свое любимое место отдыха.
  • Предположим, что рано утром, когда все нормальные люди еще спят, вы столкнулись с неожиданным посетителем. Опишите на бумаге свою реакцию на произошедшее.
  • Также интересным опытом является написание текста на философскую тему, например, о смысле жизни. Придумайте для себя сообщение, которое вы якобы получите в далеком будущем, обращаясь к себе через 10 лет. Задавайте себе вопросы или давайте советы и примеры хороших решений возникших ситуаций.

Попробуйте предположить, какими видами деятельности вы будете увлечены в будущем. Найдите те, которые могли бы вам понравиться, если бы у вас было свободное время.

  • Дудл-гадания — это элементарные картинки, воспроизводящие необъяснимо замысловатые, хаотично расположенные линии. Вам предлагается придумать картинку и воссоздать ее.

Поиск ответа служит тренировкой. Стандартная игровая ситуация может стать более сложной, если добавить к ней несколько очков. Например, вас просят произнести только те слова, которые могут поместиться в пятилитровый контейнер. Или произносите названия только тех предметов, которые присутствуют в комнате.

Эти упражнения, способствующие развитию воображения, очень эффективны, особенно для детей. Покажите ребенку любую картинку и попросите его сказать, что он о ней думает. Вы будете поражены тем, насколько изобретателен маленький экспериментатор. Взрослым тоже нравится такое развлечение.

  • Во время утомительной поездки в общественном транспорте попробуйте представить себе возможный спасательный круг для пассажира. Подумайте об имени, дате рождения и ключевых моментах в их жизни. Предложите их род занятий и хобби.

Такое упражнение может стать отличным развлечением при встрече с друзьями в общественных местах.

Упражнение «Плотный график»

Представьте, что у вас сегодня много свободного времени и вам нужно о чем-то позаботиться. Подготовьте новую программу на день. Перечислите 50-70 возможностей для такой деятельности.

Упражнение «Пошаговая инструкция»

Задача — написать пошаговую инструкцию для вашей дочери на тему «Как приготовить манную кашу».

Упражнение «Буриме»

Еще одна коллективная и веселая игра. Первый игрок пишет несколько рифмованных строк на листе бумаги. Затем он заворачивает его так, чтобы была видна только последняя строчка, и передает следующему человеку. Игрок должен продолжить стих таким же образом. В конце игры лист разворачивается, и получившееся «стихотворение» читается вслух.

Источники:

  • https://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/kak-razvit-voobrazhenie
  • https://ZapomniVse.com/imagination/uprazhnenie.html
  • https://infobliz.ru/testy/razvitie-voobrazheniya.html
  • https://stmnsk.ru/lichnost/kak-razvivat-voobrazhenie.html
  • https://cepia.ru/razvitie-voobrazheniya
  • https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/ustranenie-razryva.php
  • https://psychologist.tips/852-voobrazhenie-kak-razvit-u-detej-i-u-vzroslyh.html
  • https://mrt-solikamsk.ru/bolezni/kak-razvit-fantaziyu.html

Похожие записи